Что такое "мелкая моторика" и влияние ее на действия головного мозга.
Здравствуйте
гости моего блога! Все родители знают, что у детей младшего дошкольного
возраста нужно развивать мелкую моторику рук, но как это делать правильно, и
почему это надо делать в принципе многие или не знают, или что-то слышали. Я
хочу собрать максимально полезную информацию и поделиться своим опытом.
Под
термином мелкая моторика понимаются координированные движения
мелких мышц пальцев и кистей рук.
Еще во II веке до нашей эры в Китае было известно о влиянии действий руками на
развитие головного мозга человека. Древние китайцы утверждали, что упражнения с
участием рук и пальцев гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность
мозга. Японская акупунктура — еще одно тому подтверждение. На кистях рук
расположено множество рефлекторных точек, от которых идут импульсы в
центральную нервную систему. Массируя определенные точки, можно воздействовать
на внутренние органы, которые с этими точками связаны. Так,
массаж большого пальца повышает активность головного
мозга. Указательный палец связан с желудком,средний — с
кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на
работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца. Но не только восточные
мудрецы, но и отечественные физиологи подтверждают связь развития рук с
развитием мозга. В.М. Бехтерев в своих работах доказал, что простые движения
рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков,
развивают речь ребенка. А известный педагог В.А Сухомлинский утверждал, что “ум
ребенка находится на кончике пальцев".
Все дело
в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение
пальцев рук, расположены очень близко. Развивая мелкую моторику, мы активизируем
соседние зоны мозга, отвечающие за речь. А формирование речи
способствует развитию мышления. Специальные речевые центры в мозге
отличают речь от других звуков, дифференцируют фонемы, стимулирует речевые
органы к воспроизведению звуков, осваивают и используют законы образования
слов, словосочетаний и предложений, использования грамматических форм и многое
другое.
У большинства современных детей отмечается общее моторное
отставание, особенно у детей городских. Сейчас у всех детей обувь на
липучках или молниях, чтобы родителям не брать на себя труд учить ребенка
завязывать шнурки. Еще 20 лет назад приходилось больше делать
руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на
каждое занятие есть по машине. В этой связи "мелкой моторике" рук
уделяется особое внимание в детских садах.
Развивать ручки малыша можно с самого рождения. Сжимая крошечными
пальчиками наши сильные пальцы, захватывая и удерживая погремушки или стараясь
поймать свои собственные ножки, он уже находится в процессе развития. Наша же
задача помочь крохе сделать игры с ручками более эффективными.
Здравствуйте, Евгения Сергеевна! Вы затронули важный и актуальный вопрос. «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»,- говорил И. П. Павлов. Мелкая моторика взаимодействует с такими свойствами сознания, как внимание, мышление, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь. Отсюда следует, что уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуального развития ребёнка.
ОтветитьУдалитьВозьму на заметку сказочную пальчиковую гимнастику!
Здравствуйте, Елена Вячеславовна! Все в нашем организме взаимосвязано. А пальчики на прямую влияют на работу головного мозга, именно поэтому, пальчиковая гимнастика неотъемлемый каждодневный ритуал в дошкольных организациях.
УдалитьУважаемая , Евгения Сергеевна! Методически содержательный,наполненный важной информацией материал,можно воспользоваться полезными советами и рекомендациям, спасибо.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Анастасия Викторовна! Очень рада, что смогла быть полезной для Вас.
УдалитьЗдравствуйте, Евгения Сергеевна !Пальчиковая гимнастика- это веселое,увлекательное и полезное занятие! Простые движения помогают решить многие важные задачи в развитии ребенка.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Елена Владимировна. Правильные пальчиковые упражнения заставляют работать как правое, так и левое полушария головного мозга, а это полезно не только детям, но и взрослым.
УдалитьДобрый день, Евгения Сергеевна! Спасибо за интересный материал. Пальчиковая гимнастика для детей или упражнения для развития пальчиков — эффективный способ развития мелкой моторики. Она положительно влияет на развитие речи, а также переключает ребёнка на его телесные ощущения, таким образом, успокаивая его. Пальчиковая гимнастика для детей усиливает согласованную деятельность речевых зон и способствует лучшему развитию памяти и воображения малыша, а его пальцы и кисти рук приобретают гибкость и ловкость. В такие игры дети всегда играют с удовольствием!
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте, Ольга Александровна. А еще это отличный способ отвлечь и занять ребенка, например утром, когда мама уходит на работу.
Удалить