четверг, 18 августа 2022 г.

Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста

Мы с моей подружкой Томой
Идем вместе в детский сад.
Это вам не то, что дома!
Это школа малышат!
Здесь мы делаем зарядку,
Ложкой правильно едим,
Приучаемся к порядку!
Детский сад необходим!
Учим мы стихи и песни
В нашей группе дошколят!
Места нет для нас чудесней!
Чем любимый детский сад!
И. Гурина
 Что такое 1 сентября?
Это день ЗНАНИЙ! Это новый учебный год! Это новый статус ребенка!
Наша группа с 1 сентября является старшей группой в детском саду. Как же быстро летит время, совсем недавно ребята впервые пришли с мамами и папами в садик, а теперь уже старшая группа.

Возраст  5  -  6  лет  –   это  старший  дошкольный  возраст.  Он  является   очень важным  возрастом  в  развитии  познавательной  сферы ребенка,  интеллектуальной  и личностной. В  5-6  лет  ребенок  как  губка  впитывает  всю  познавательную  информацию. Научно  доказано,  что  ребенок  в  этом  возрасте  запоминает  столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его  кругозора. 
Лучшим  способом  получить  именно  научную  информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком,  ребенку  описывается  любая  информация  об  окружающем  мире. Ребенок  получит  представление  о  космосе,  древнем  мире,  человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом. 
Этот  период  называют  сензитивным,  т.е.  наиболее  благоприятным  для развития всех познавательных процессов: 
  • внимания, 
  • восприятия, 
  • мышления, 
  • памяти, 
  • воображения.
Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал,  он  становится  логическим,  интеллектуальным,  когда  ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо  в  этом  возрасте   играть  с  ребенком   в словесные  игры,  так  как ребенок  уже  использует  в  своей  речи  синонимы,  антонимы,  различает гласные и  согласные, может  определить количество слогов  в  словах,  место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Развитие психических процессов: 
1. ВНИМАНИЕ: 
5-ти летний ребенок способен выполнить задание, не отвлекаясь в течение 20-25 минут;
- удерживать в поле зрения 6-7 предметов; 
- находить 5-6 отличий между предметами; 
-  выполнять самостоятельно задания по предложенному образцу; 
- находить 4-5 пар одинаковых предметов; 
-  неспособность быстро и часто переключать внимание. 
2. ПАМЯТЬ: 
- запоминать 6-8 картинок в течение 1-2 минут; 
- рассказывать наизусть несколько стихотворений; 
- пересказать близко к тексту прочитанное произведение; сравнивать два изображения по памяти; легче запоминают наглядные образы, чем словесные рассуждения; 
- преобладает непроизвольная память. 
3. МЫШЛЕНИЕ: 
- определять последовательность событий; 
- складывать разрезанную картинку из 9 частей; 
- находить и объяснять несоответствия на рисунках; 
- находить и объяснять отличия между предметами и явлениями; 
-  находить  среди  предложенных  4  предметов  лишний,  объяснять  свой выбор. 
4. РАЗВИТИЕ РЕЧИ: 
Имеет достаточно богатый словарный запас (3,5 – 7 тыс. слов). Может участвовать в беседе, высказывать свое мнение. Уметь  аргументировано  и  доброжелательно  оценить  ответ,  высказывание сверстника. Составлять  по  образцу  рассказ  по  сюжетной  картине,  по  набору  картинок; последовательно,  без  существенных  пропусков  пересказывать  небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Уметь  подбирать  к  существительным  несколько  прилагательных;  заменять слова другим словом со сходным значением. 
5. МАТЕМАТИКА Счет в пределах 10. Правильно  пользоваться  количественными  и  порядковыми  числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?». «Который по счету?» Сравнивать  предметы  на  глаз  (по  длине,  ширине,  высоте,  толщине); проверяет точность определенным путем наложения или приложения. Размещать предметы  различной  величины  (до7-10)  в  порядке  возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. Выражать  местонахождение  предмета  по  отношению  к  себе,  к  другим предметам. Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур. Называть утро, день, вечер, ночь; иметь представление о смене частей суток. 
6. ПОЗНАНИЕ Различать  и  называть  виды  транспорта,  предметы,  облегчающие  труд человека в быту. Классифицировать  предметы,  определять  материалы,  из  которых  они сделаны. Знать название родного города, страны, ее столицы, домашний адрес, И. О. родителей, их профессии. Знать о взаимодействии человека с природой в разное время года. Знать о значении солнца, воздуха, воды для человека, животных, растений. Бережно относится к природе. 
7. Социально – нравственное развитие: Ребенок  в  этом  возрасте  самостоятельно  здоровается,  прощается, благодарит; - стремится к сопереживанию, защите, пониманию со стороны взрослых; -  проявляет чувство привязанности и симпатии к людям; - проявляет навыки взаимодействия с детьми; -  активно  включается  в  совместную  со  сверстниками  игровую, познавательную и творческую деятельность.

P.s. Каждый ребенок индивидуален и багаж и уровень его навыков и знаний различается. Но эти средние показатели, которые вывели психологи и доктора педагогических наук, помогаю родителю сделать правильные выводы о развитие своего ребенка.

2 комментария: