Здравствуйте дорогие друзья и гости моего блога!
Вот и остались позади бессонные ночи, бесконечные укачивания и тревоги по поводу здоровья малыша. К великому счастью, он самостоятельно кушает, ходит, бегает и уже задает массу вопросов. Но наступает другой этап, не менее сложный – период детского кризиса 3 лет.
Этот возраст по праву считается одним из самых сложных в жизни родителей и детей. В этот период у ребёнка формируется ощущение себя как отдельной самостоятельной личности. Малыш начинает активно проверять, где заканчивается область его возможностей, на что он может влиять. Сталкиваясь с ограничениями своих желаний, он приходит в ярость. И уже невозможно просто отвлечь его внимание на что‑то интересное, как в более младшем возрасте: ребёнок испытывает настоящую злость из‑за того, что всё идёт не так, как он хотел.
Как проявляется кризис 3 лет
Советский психолог Лев Выготский выделял семь признаков кризиса.
- Негативизм. Ребёнок относится негативно к просьбе взрослого, даже если речь идёт о том, чего он сам хочет.
- Упрямство. Настаивает на своём, и ему очень важно добиться этого во что бы то ни стало.
- Строптивость. Непослушание как в мелочах, так и в серьёзных вопросах.
- Протест. Ребёнок начинает активно бунтовать против того, что ранее выполнялось им спокойно и безропотно.
- Своеволие. Стремление всё делать самостоятельно, даже если детских возможностей для этого пока недостаточно.
- Обесценивание. Ребёнок может рушить и ломать всё, что ему было дорого (даже любимые игрушки), бить и обзывать родителей.
- Деспотизм. Хочет, чтобы всё происходило именно так, как он сказал.
Научитесь справляться с истериками ребёнка.
В связи с кризисом, истерики у ребенка 3 лет – очень частое явление. Многие родители просто не знают, что делать и как вести себя в подобных ситуациях. Не обращать внимания, жалеть, выполнять капризы или наказать разбушевавшееся дитя? В данной ситуации единого совета, который бы подошел абсолютно всем, к сожалению, дать невозможно. Родители сами должны выбрать правильную линию поведения или стратегию борьбы.
Определите границы.
Дети, которым постоянно потакают, начинают ощущать, что это они управляют миром, и становятся из‑за этого очень тревожными. Им всё время приходится быть в напряжении, чтобы удерживать власть. Они с трудом устанавливают контакт со сверстниками и требуют постоянного внимания педагога.
Приведу пример из книги Джона Грея «Дети с небес»:
1. Чётко скажите, чего хотите от ребёнка: «Я хочу, чтобы ты собрала игрушки и пошла умываться». Очень часто мы формулируем наши послания невнятно: «А может, пора спать?», «Смотри, уже темно». Таким образом мы перекладываем ответственность за решение на ребёнка, и результат предсказуем. Иногда даже простого чёткого озвучивания наших требований достаточно. Если нет, переходим к следующему пункту.
2. Проговаривайте предполагаемые чувства ребёнка и проводите причинно‑следственную связь: «Видимо, игра тебе очень нравится, и ты расстраиваешься, когда надо её заканчивать». Когда мы делаем так, ребёнок ощущает, что мы его понимаем, и иногда уже этого хватает для изменения его поведения.
3. Используйте торги: «Если ты сейчас пойдёшь в ванную, то сможешь поиграть там в пиратский корабль / я почитаю тебе подольше». Обещается то, что ребёнок любит, но не покупка игрушек или сладкое. Мы же часто поступаем наоборот и угрожаем: если не сделаешь так, как я сказал, то потеряешь. А ведь выстраивание позитивного будущего помогает детям отвлечься от процесса, в который он погружён, вспомнить, что есть и другие приятные вещи.
4. Усильте интонацию: произнесите ваше требование более грозным тоном. Очень часто мы начинаем именно с этого, и тогда всё превращается просто в подавление. Но первые три пункта очень важны, иначе у ребёнка так и не возникнет ощущения, что его понимают. На этом же этапе можно применить один из успешнейших приёмов под названием «Считаю до трёх».
5. Если и после усиления интонации ребёнок продолжает буянить, то объявите перерыв. Очень важно понимать, что это не наказание, а пауза для того, чтобы успокоиться и продолжить общаться адекватно. В то же время это обозначение границ: ребёнок имеет право на своё мнение, на эмоции, но окончательное решение за взрослым. Всё так и объясняется: «Я вижу, мы не можем договориться, так что объявляется перерыв на 3 минуты. И тебе, и мне надо успокоиться». Сколько лет ребёнку, на столько минут оптимально устраивать тайм‑аут.
Научитесь отказывать
Отказывать своему любимому малютки могут далеко не все родители. Тем не менее, уметь говорить четкое «Нет» — необходимо каждому взрослому. В любой семье должны быть установлены границы, за которые выходить никак нельзя и ребёнок должен о них знать.
В любом случае, кризис 3 лет считается отправной точкой формирования личности. Это не первое и далеко не последнее испытание, с которым придется столкнуться каждому родителю. Очень важно в этот период не терять самообладания и искренне любить своего ребёнка, независимо от его поступков.
Важно поддерживать друг друга в этот период, проявляя терпение и любовь. Вы увидите, как ваш малыш будет преодолевать трудности, учиться новому и открывать для себя мир вокруг. Помните, что каждая трудность — это возможность для роста. Верьте в своего ребенка, и у вас все обязательно получится. Все будет хорошо!
Большое спасибо за такую важную и полезную статью. Часто терпения не хватает, и действительно, просьбы звучат невнятно - уже пора спать, темно и тд))) Будем использовать ваши советы с радостью! Семья Скримлес
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Анна Юрьевна. Воспитание детей - это постоянные сомнения и переживания правильно ли мы все делаем и поступаем. И только время нас рассудит, но всегда нужно стараться соблюдать золотую середину.
УдалитьГлавное не агрессировать на детскую истерику, но и не игнорировать ее.
Спасибо за статью. Она оказалась очень информативной и полезной. В ней ярко описаны основные особенности этого важного этапа в развитии детей, а также даны практические советы для родителей о том, как справляться с трудностями, возникающими в этот период.
ОтветитьУдалитьЗдравствуйте Светлана Васильевна. Мне важно, чтобы родители получали необходимые знания и поддержку в таких важных моментах жизни их детей. Это самый острый момент в развитии ребенка моей возрастной группы.
УдалитьОчень информативная и понятная статья! Спасибо!
ОтветитьУдалить
УдалитьСпасибо вам за такие добрые слова! Я рада, что статья оказалась для вас полезной и понятной.
Спасибо за статью, очень полезно
ОтветитьУдалитьСпасибо большое Алена Игоревна за ваше мнение.
УдалитьЕвгения Сергеевна , очень информативно про собенности развития этого возраста у деток .
ОтветитьУдалитьЭто очень интересный, но трудный для родителей период. Надеюсь моя статья, хоть немного поможет родителям прожить этот период и пересмотреть какие-то моменты.
УдалитьЕвгения Сергеевна, очень полезно знать про развитие и особенности в этом возрасте у деток. Спасибо за статью
ОтветитьУдалитьДостаточно сложный период как для родителей, так и для самих детей! Спасибо за статью
ОтветитьУдалить